«ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (zhit-vmeste.ru)
Доступная среда. Инклюзивное образование
Наличие условий организации обучения и
воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Получение детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области
реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в
МБОУ «СОШ №1» рассматривается создание условий для получения образования всеми
детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
ЗАДАЧИ:
• обеспечение
условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного
образования;
• организация
качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными
формами отклонений в развитии;
• сохранение
и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования
образовательного процесса;
• создание
благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных
способностей учащихся с ОВЗ;
• совершенствование
системы кадрового обеспечения.
ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучение детей с особыми потребностями в
массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного
отношения детского и взрослого сообщества к учащимся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной
средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Для
детей с ОВЗ в школе создаются специальные условия обучения с привлечением
смежных специалистов.
Обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико- педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в
возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы.
Содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
Адаптированная образовательная программа –
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Адаптированные образовательные программы
реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья:
• обучающихся,
имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
• обучающихся,
имеющих нарушения речи;
• обучающихся
с задержкой психического развития;
• обучающихся
с умственной отсталостью.
В целях обеспечения реализации права на
образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются
федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
При реализации образовательных программ
используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии.
Инклюзивное образование – обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" на ряду с созданием специальных условий для обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливает меры социальной
поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.